Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Платная деятельность казенного учреждения

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

01.04.2019

Платная деятельность казенного учреждения

Вопрос:

Казенное учреждение - централизованная бухгалтерия осуществляет безвозмездное ведение бухгалтерского учета бюджетных учебных учреждений. Правомерно ли взимание платы за ведение бухгалтерского учета операций, по оказанию платных услуг оказываемых данными бюджетными учреждениями (кружки, секции) ?

Ответ:

Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность только при условии, что это будет служить достижению целей, ради которых она создана. Поскольку целью создания централизованной бухгалтерии является ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности бюджетных учебных учреждений на безвозмездной основе, то следовательно само оказание данных услуг не может осуществляться за плату.

Полагаем, что централизованная бухгалтерия вправе оказывать платные услуги по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности юридическим лицам любой организационно-правовой формы, за исключением бюджетных учреждений которым данные услуги должны быть оказаны безвозмездно. Кроме того централизованная бухгалтерия вправе платно оказывать бюджетным учебным заведениям дополнительные услуги связанные с ее основной деятельностью, но не входящие   в состав услуг по ведению бухгалтерского учета. К таким услугам может относится восстановление бухгалтерского учета, представление интересов в налоговой инспекции (ПФР, ФСС), проведение сверки расчетов и иные аналогичные услуги.

Обоснование:

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).

Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст.298 ГК РФ).

Основной вид деятельности бюджетного учреждения ведется им в рамках государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается учредителем. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством РФ, а для региональных и муниципальных учреждений - региональной властью или местной администрацией соответственно.

Бюджетные учреждения, в сфере образования ведут свою деятельность на основании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном учредителем учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

Согласно п. 3 Требований №81н план составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Из этого следует, что все расходные операции бюджетного учреждения осуществляются в период действия плана на соответствующий финансовый год.

В силу установленных требований к плану финансово-хозяйственной деятельности плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе различных видов поступлений. В том числе указываются поступления от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступления от иной приносящей доход деятельности (п. 10 Требований N 81н).

В Письме Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 указано, что в соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, как указано в Письме Минфина России от 01.06.2011 N 03-03-06/4/60, решение о составе затрат, связанных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями платных услуг, принимает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

При определении стоимости платных услуг могут учитываться как затраты на общехозяйственные нужды, включая затраты на приобретение материальных запасов, так и затраты на приобретение основных средств (за исключением основных средств, относимых к основным фондам), в случае, если при оказании платных услуг существует необходимость в их приобретении (например, лабораторного оборудования, приборов, инвентаря и т.д.).

Таким образом прибыль, полученная бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом учреждения должны расходовать данные поступления в соответствии со своим планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемым на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 5 Инструкции N 157н установлено, что руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Таким образом законодательство РФ позволяет субъекту РФ, муниципалитету принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирование отчетности созданных субъектом РФ, муниципалитетом учреждений. При этом между КУ "Централизованная бухгалтерия" и учреждением, передавшим ей ведение бухгалтерского учета, должен быть заключен договор (соглашение о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии).

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно ст. 120 ГК РФ казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Таким образом, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях (Письмо Минфина России N 12-08-25/4392):

- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;

- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания казенного учреждение, а именно безвозмездное осуществление ведения бухгалтерского учета и формирование отчетности.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос