29.05.2019
Вопрос:
Организация купила камазы для их перепродажи, организация осуществляет доставку камазов до покупателя. Камазы заправляют топливом, чтобы доставить покупателю. Как и на основании каких документов можно списать потраченное топливо на доставку данных камазов? Необходимо делать приказ на утверждение норм ГСМ чтобы списать топливо на основании путевого листа? Можно ли утверждать нормы расхода топлива, в случае если машины являются для нас товаром и не зарегистрированы в ГИБДД на нашу организацию?
Ответ:
С нашей точки зрения, стоимость топлива, израсходованного для доставки камазов покупателям, может списываться на затраты по фактическому расходу. Законодательно не установлено обязанности использовать нормы расхода топлива. Для подтверждения расходов используются документы на приобретение топлива, а также на его списание, в том числе путевые листы.
Обоснование:
Договором купли-продажи может быть установлена обязанность продавца по доставке товара покупателю (п. 1 ст. 454, абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК РФ).
В данном случае поставщик осуществляет доставку товара, неся расходы на приобретение топлива.
Для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие их приобретение и расход, а также служебный характер поездок.
Приобретенное топливо является материально-производственными запасами и принимается к учету по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная продавцу этих топлива (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
К примеру, если ГСМ приобреталось водителем как подотчетным лицом, они принимаются к учету на основании утвержденного руководителем авансового отчета с приложенными подтверждающими документами (например, чеками АЗС).
Документом подтверждающим расход топлива и служебный характер поездок, будет путевой лист, в котором должны содержаться обязательные реквизиты первичного учетного документа (ч.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Руководитель может утвердить применение как самостоятельно разработанной формы путевого листа, так и соответствующих типовых форм, предусмотренных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. При этом нужно учитывать требования Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).
Стоимость ГСМ, использованных для доставки товара, списывается на расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы признаются при выполнении условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае на основании составленного путевого листа и при наличии утвержденного авансового отчета, подтверждающего стоимость ГСМ.
Стоимость топлива, использованного при доставке товара, списывается на счет 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов) в размере фактического расхода. Использовать какие-либо нормы списания расходов на ГСМ в данном случае нет необходимости. Законодательно такого требования не установлено.
Бухгалтерские проводки:
Дебет 10 Кредит 71 - отражено приобретение топлива через подотчетное лицо (авансовый отчет, приходный ордер);
Дебет 44 Кредит 10 - списаны расходы на топливо (путевой лист).
Что касается налогового учета, то стоимость приобретенных ГСМ, израсходованных на доставку покупных товаров, уменьшают доходы от реализации указанных товаров в качестве косвенных расходов (пп.3 п.1 ст.268, ст.320 НК РФ).
В налоговом учете расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и направлены на получение доходов (п.1 ст.252 НК РФ).
Для подтверждения расходов в данном случае используются те же документы, что и в бухгалтерском учете: первичные документы на приобретение топлива (чеки, авансовые отчеты и т.п.), а также документы на списание топлива (путевые листы).
При этом НК РФ не содержит требований по нормированию расходов на ГСМ для целей налогового учета, что подтверждает и Минфин (Письма Минфина от 22.03.2019 N 03-03-07/19283, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097). Таким образом, в налоговом учете, равно как и в бухгалтерском учете, топливо можно списать по фактическому расходу.
Минфин указывает, что налогоплательщики вправе использовать установленные Минтрансом нормы расхода топлива. Для снижения налоговых рисков в части обоснования расходов на топливо при эксплуатации автотранспортных средств на практике часто рекомендуется разрабатывать нормы расхода топлива. Можно использовать существующие Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, а можно на их основе утвердить свои. В то же время, поскольку в данном случае транспортные средства приобретаются с целью последующей продажи, а не для эксплуатации в организации, в связи с чем организация не расходует топливо на постоянной основе, считаем, что разрабатывать нормы расхода топлива в данном случае нецелесообразно.