Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

09.12.2019

Система оплаты труда для водителей

Вопрос:

Наша организация выращивает с/х продукцию и развозит ее собственным автотранспортом в другие города. Водителям междугородних рейсов оформляют командировки с выплатой всех расходов, в том числе и суточных.

1.      Какая система оплаты труда должна быть оформлена у таких водителей в соответствии с действующим законодательством?

2.      Правомерно ли не выплачивать водителям суточные, т.к. их трудовые обязанности связаны с поездками?

Ответ:

1.      Если к числу трудовых обязанностей водителей отнесена доставка с/х продукции предприятия в другие города, то такие служебные поездки, регулярно осуществляемые в рамках трудовой функции, не могут быть признаны командировками. Их следует квалифицировать как текущую работу, имеющую разъездной характер. Если междугородние поездки для водителей являются нерегулярными разовыми заданиями, и междугородние рейсы осуществляются ими на основании отдельных поручений работодателя, в этом случае они могут быть признаны командировками.

Для водителей, осуществляющих регулярные междугородние рейсы, следует установить разъездной характер работы. Для этого необходимо включить данные должности/профессии в соответствующий перечень в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте, а также указать условие об особом (разъездном) характере работы в трудовом договоре.

За время выполнения трудовых обязанностей водителям, осуществляющим регулярные междугородние рейсы, выплачиваются:

заработная плата согласно применяемой в организации системе оплаты труда;

компенсация расходов, связанных с разъездным характером работы (расходы на проезд, проживание, суточные, иные расходы, произведенные с ведома или разрешения работодателя).

Также может выплачиваться надбавка за разъездной характер работы, установленная коллективным (трудовым) договором или локальным нормативным актом.

2.      Необходимость выплаты суточных в случае, когда работник во время длительной служебной поездки проживает вне своего места жительства, законодательно установлена как в отношении командированных работников, так и в отношении работников, чья работа носит разъездной характер. Невыплата водителям суточных лишь на том основании, что трудовые обязанности водителей связаны с поездками, будет являться неправомерной.

Обоснование:

В отношении водителей междугородних рейсов необходимо установить, являются ли их поездки командировками или же их следует квалифицировать как постоянную работу, имеющую разъездной характер. От этого будут зависеть особенности оплаты их труда и документального оформления соответствующих операций.

Согласно ст.166 ТК РФ, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, определяющими признаками командировки являются:

¾    наличие трудовых отношений,

¾    наличие служебного поручения с установленным сроком его выполнения,

¾    тот факт, что служебное поручение выполняется вне места постоянной работы.

По нашему мнению, необходимость выдачи работнику служебного поручения предполагает, что поездка, в которую он направляется, выходит за рамки его обычных трудовых обязанностей. В противном случае необходимости в отдельном распоряжении работодателя не было бы.

Признак «вне места постоянной работы» применительно к водителю можно рассматривать во взаимосвязи с его должностными обязанностями. Так, если он был принят на работу, чтобы развозить продукты по магазинам города, в котором находится предприятие-работодатель, то поездку в другой город можно расценивать как командировку. Если же в его должностных обязанностях значится доставка продукции предприятия в другие города (осуществление регулярных междугородних рейсов), то каждый междугородний рейс правильнее будет рассматривать не как командировку, а как исполнение обычных трудовых обязанностей.

Таким образом, квалификация поездок водителей как командировки или как текущей работы будет зависеть от того, каким образом прописаны его должностные обязанности в трудовом договоре и локальных нормативных актах, а также от того, носят ли данные поездки разовый или регулярный характер.

Отметим, что аналогичной позиции придерживается Минфин РФ (Письмо от 01.06.2005 №03-05-01-04/168). По мнению финансового ведомства, если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки служебными командировками не признаются. Если же поездки водителей грузовых автомобилей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то данные поездки следует рассматривать как служебные командировки.

Трудовой кодекс РФ не содержит ни перечня, ни определения работ, которые носят разъездной характер. По мнению специалистов Федеральной службы по труду и занятости, разъездной считается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации (Письмо от 12.12.2013 №4209-ТЗ). В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер.

В отношении водителей вышеуказанные критерии соблюдаются, а значит можно говорить о разъездном характере данной работы.

В ст.168.1 ТК РФ указано, что перечни должностей и профессий работников с разъездным характером работы устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Также в трудовом договоре с данными работниками следует обязательно отразить условия, определяющие разъездной характер работы (ст.57 ТК РФ).

Разъездной характер работы предполагает компенсацию работнику ряда расходов, связанных со служебными поездками (ст.168.1 ТК РФ):

- расходы на проезд;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Таким образом, разъездной характер работы водителей предполагает, что в длительных поездках, когда они вынуждены проживать вне места постоянного жительства, водителям должны выплачиваться суточные, аналогично командированным работникам. Тот факт, что поездки производятся в рамках трудовых обязанностей водителей, не может являться основанием для невыплаты им суточных.

Размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации-работодателя, либо могут предусматриваться непосредственно в трудовых договорах.

За время выполнения трудовых обязанностей водителям, осуществляющим регулярные междугородние рейсы, выплачивается заработная плата в соответствии с применяемой в организации системой оплаты труда. При организации времени работы водителей необходимо учитывать требования Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв.Приказом Минтранса России от 20.08.2004 №15.

Также дополнительно может выплачиваться надбавка за разъездной характер работы. Так, согласно ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (к таковым, на наш взгляд, можно отнести разъездной характер), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В качестве ориентира можно использовать нормы надбавок, установленные Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 №51 (в настоящее время утратило силу): 15% от месячного оклада работника, если водитель работает на междугородных рейсах менее 12 дней в месяц, и 20% от месячного оклада, если водитель работает на междугородных рейсах 12 и более дней в месяц. Такие надбавки не рассматриваются как компенсационные выплаты, а включаются в состав заработной платы работника.

Таким образом, если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы с возмещением соответствующих расходов, предусмотренных ст. 168.1 Кодекса, к числу которых также относятся суточные, выплачиваемые работнику при необходимости его проживания вне места постоянного жительства.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос