Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Платные парковки – подтверждающие документы

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

16.01.2020

Платные парковки – подтверждающие документы

Вопрос:

С 01.07.2019 нельзя выдавать типографские БСО вместо чека ККТ.

Под перечень тех, кто должен начать применять ККТ с 1 июля 2019 года, попадают услуги платных парковок.

Одновременно расширен список видов деятельности, при осуществлении которых онлай-касса не нужна, в т.ч. оплата за парковку у регионалов и муниципалитетов.

Вопрос:

1. Какие парковки относятся к парковкам регионалов и муниципалитетов.

2. Какие отчетные документы должен предоставить сотрудник организации – водитель при сдаче авансового отчета за парковку автомобиля для подтверждения расхода.

Ответ:

1. К парковкам регионалов и муниципалитетов могут быть отнесены парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковки, создаваемые на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена.

При этом организация освобождена от применения ККТ при оказании услуг парковки в указанных местах, если она наделена органами государственной власти РФ или органами местного самоуправления полномочиями по предоставлению за плату парковочных мест, при условии перечисления соответствующих платежей на счет ОФК. Перечень таких организаций не установлен, данные полномочия определяются документом между органами государственной власти РФ или органами местного самоуправления и уполномоченной организацией. В иных случаях ККТ при оказании услуг парковки применяется в общем порядке.

2. Перечня документов, подтверждающих услуги парковки, законодательно не установлено. При этом подотчетное лицо не уполномочено проверять, может ли конкретная парковка работать без ККТ. В данном случае водитель должен представить те документы, которые ему выдадут на конкретной парковке (с учетом способа оплаты). Организация самостоятельно принимает решение, подтверждают ли эти документы произведенные подотчетным лицом расходы. Для признания расходов на основании представленных документов необходимо, чтобы из них было четко и определенно видно, какие расходы были произведены.

Обоснование:

1.

Согласно п.1 ст.1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.

На основании п.10 ст.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами):

- расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения,

- создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, -

при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об указанных организациях в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций соответствующими полномочиями.

Таким образом, при оказании услуг парковки ККТ могут не применять лишь те организации, которые наделены органами государственной власти РФ или органами местного самоуправления полномочиями по предоставлению за плату парковочных мест. Соответственно, между такими организациями и органами госвласти РФ или местными органами власти должно быть заключено соглашение (договор) или иной подобный документ. В связи с этим регулирование отношений в части услуг платной парковки регионов и муниципалитетов осуществляется указанным документом. Законодательно установленного перечня организаций, которые могут быть наделены полномочиями по предоставлению за плату парковочных мест, не существует. При этом обязательным условием освобождения от ККТ является перечисление такими организациями соответствующих платежей на счет ОФК.

Если организация не наделена органами госвласти РФ или местными органами власти полномочиями по предоставлению за плату парковочных мест (отсутствует соответствующее соглашение/договор и т.п. документ), услуги парковки требуют применения ККТ в общем порядке.

2.

Основным назначением оправдательных документов, которые прилагаются к авансовому отчету, является подтверждение того, что подотчетное лицо потратило выданные ему деньги в интересах организации в соответствии с данным ему поручением. Поэтому для целей расчетов с подотчетным лицом организация самостоятельно решает, могут ли представленные документы подтверждать понесенные расходы. При этом то обстоятельство, что приложенные документы могут содержать какие-либо дефекты, само по себе не опровергает факт осуществления понесенным лицом расходов.

Вопрос о том, какие документы должен представить водитель по услугам платной парковки, должен решаться с учетом конкретных обстоятельств и условий оплаты. При этом какого-либо установленного перечня документов, подтверждающих такие услуг, нет.

В частности, если речь идет об услугах парковки, предоставляемых организациями, уполномоченными органами госвласти РФ или местными органами власти на предоставление таких услуг, кассовая техника, как мы указали, не применяется. Документ, который получит подотчетное лицо, зависит от способа оплаты. В частности, если оплата произведена платежной картой, клиенту должен быть выдан документ, подтверждающий проведение операции с платежной картой (так называемый слип-чек) (п.3.1 Положения об эмиссии платежных карт, утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П). При иных способах оплаты также обычно выдается документ, подтверждающий произведенный расчет. При этом в документ о произведенном расчете могут быть включены сведения, идентифицирующие услугу, в данном случае - параметры конкретной парковки (дата, время парковки, номер автомобиля, наименование (номер) парковки и т.д.).

Приказом Минтранса России от 24.06.2014 N 166 утверждены формы бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе - парковочные чеки. Однако в настоящее время формы документов, утвержденные Приказом, не является обязательными. Организации, которые не обязаны применять ККТ, могут выдавать парковочные чеки в соответствии с указанным Приказом, а могут разработать свои формы подобных документов.

Если же организация, оказывающая услуги парковки, не обладает соответствующими полномочиями, предоставленными органами госвласти РФ или местными органами власти по предоставлению парковочных мест, клиенту в общеустановленном порядке выдается кассовый чек или приравненный к нему БСО.

Согласно п.2 ст.1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено названным Федеральным законом.

В силу п.5.8 ст.1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в п.2 ст.1.2, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Таким образом, при выдаче парковочных чеков в соответствии с указанным выше Приказом Минтранса организация, оказывающая услуги парковки, может отдельно не выдавать чек ККТ, при условии, что в парковочный чек будут включены реквизиты, идентифицирующие кассовый чек (QR-код и (или) дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Иными словами, если организация, которая оказывает услуги парковки, не освобождена от применения ККТ в соответствии с п.10 ст.2 Закона № 54-ФЗ, возможны следующие варианты использования ККТ:

- выдача БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ и приравненного к кассовому чеку (может быть сформирован только через ККТ) (Письмо Минфина России от 22.05.2019 N 03-07-07/36701);

- одновременная выдача парковочного чека и чека ККТ (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ;

- выдача парковочного чека с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Аналогичные по смыслу разъяснения представлены в Письме ФНС России от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@ (на примере билетов, выдаваемых при оказании услуг учреждениями культуры).

Кроме того, исходя из пп.2 п.5.1 Закона № 54-ФЗ при оказании услуг автоматическими устройствами, которые механически соединены с корпусом автоматического устройства для расчетов, можно не выдавать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности, а также можно применять онлайн-кассу, расположенную вне корпуса такого аппарата (с 01.02.2020 данное правило действует при условии отображения на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода).

Более того, возможна ситуация, когда услуги парковки оказывает ИП без наемных работников (например, частная парковка). Такая ситуация подпадает под положения ч.1 ст.2 Закона N 129-ФЗ: ИП, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года. Законодательно для таких ИП не установлено требований выдавать какие-либо документы, подтверждающие оплату услуг (требование о представлении документа, подтверждающего факт расчетов, установленное п.п. 2.1 и 3 ст.2 Закона № 54-ФЗ для ИП на ПСН и для расчетов в труднодоступных и отдаленных местах, на данную ситуацию не распространяются).

Таким образом, теоретически на практике возможна ситуация, когда на парковке вообще не будет выдано никаких документов.

При этом подотчетное лицо не обязано проверять, по какой схеме работает организация (ИП), оказывающая услуги платной парковки. И у него нет полномочий для подобных проверок. Поэтому подотчетное лицо представляет в бухгалтерию организации те документы, которые он получит от организации (ИП), оказывающей услуги парковки. Поскольку, как мы выяснили, установленной формы и перечня подобных документов нет, в данном случае важно, чтобы из представленных документов было четко и определенно видно, какие расходы были произведены (Письма Минфина России от 20.08.2019 N 03-01-15/63722, от 19.08.2019 N 03-03-06/1/63290 - Минфин рассматривал ситуацию подтверждения расходов кассовыми чеками).

При этом по мнению представителей Минфина и ФНС РФ (Письмо Минфина РФ от 04.02.2015 №03-03-10/4547, направленное ФНС РФ региональным налоговым органам письмом от 12.02.2015 №ГД-4-3/2104@), ошибки в первичных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, даже если документы, приложенные к авансовому отчету, будут содержать отдельные незначительные дефекты, однако это не будет препятствовать определению всех основных признаков конкретной операции (расхода), имеющих значение для целей налогообложения, считаем, что подобные документы могут быть приняты в целях налогообложения прибыли. Дополнительно при наличии каких-либо несоответствий (неточностей и т.п.) в представленных документах можно запросить от сотрудника пояснения.

В ситуации, когда подотчетное лицо не представит никаких документов (что теоретически тоже возможно) или из представленных документов будет неясно, какие конкретно услуги были оказаны, расходы не могут быть учтены для целей налогообложения. Кроме того, в таком случае высока вероятность включения возмещенных сотруднику сумм в налоговую базу по НДФЛ и страховым взносам.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос