Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Списание импортного бракованного товара

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

30.08.2016

Списание импортного бракованного товара

Вопрос:
1. Как в бухгалтерии списать брак (импортный товар, который мы вернуть поставщику не можем) за счет прибыли или еще как?
2. Мы приобрели гидравлическую тележку стоимостью 20 000 руб. и была доставка. Поставщик отразил покупку и доставку в одном документе. Как оприходОвать гидравлическую тележку правильно и как учесть расходы за доставку.
3. Как правильно должен закрыться счет 60.21 и 60.22.

Ответ:
1.    Списание бракованного или просроченного товара. Дефекты могут быть выявлены как при инвентаризации, так и случайным образом. Согласно ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете такие расходы относят к прочим.
a.    Чтобы списать товар, нужно назначить проведение инвентаризационной комиссии. Для этого составляется приказ, в котором утверждается состав инвентаризационной комиссии и избран ее председатель. В приказе также указывается объект, срок проведения проверки и причина проведения.
b.    После выявления бракованного или испорченного товара оформляется ведомость по форме № ИНВ-26. При утилизации товара составляется акт об утилизации (форма №ТОРГ-16 «Акт о списании товаров» или ТОРГ-15 «Акт о порче, ломе, бое ТМЦ»). Документ подписывается руководителем организации и членами комиссии. При утилизации (в случае лома, боя и т.п.), все операции утверждаются приказом.
c.    В соответствии со ст. 146 НК РФ, при списании бракованного товара необходимо восстановить сумму ранее уплаченного в бюджет НДС. В связи с чем сдается уточненная налоговая декларация. Восстановленный НДС нужно отразить в книге продаж.
d.    Покупная стоимость этих товаров не будет уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.
e.    п. 7 ст. 254 НК РФ. «2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;»
f.     Бракованный товар не относится к «естественной убыли».  Таким образом, брак списывается за счет собственных средств организации. Справочная информация: "Нормы естественной убыли" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}
g.    Списание товаров в бухгалтерском учете:

  • Д 94 К 41 – выявлены просроченные (бракованные) товары;
  • Д 94 К 19 – списан НДС от покупной стоимости просроченных (бракованных) товаров;
  • Д 19 К 68 – восстановлен НДС, начисленный к уплате в бюджет;
  • Д 91 субсчет «Прочие расходы» К 94 – списан просроченный (бракованный) товар.

h.    Утилизация бракованного товара:
  • Д 91 субсчет «Прочие расходы» К 60 – отражена стоимость расходов на утилизацию иностртанного товара
  • Д 19 К 60 – отражен НДС, предъявленный сторонней организацией
  • Д 91 К 19 – НДС включен в прочие расходы

i.    Если не восстановить уплаченный ранее НДС, то налоговые органны укажут на то, что товар должен списываться по отпускным ценам с учетом НДС.
j.    Письмо Минфина от 10 октября 2012 г. N 03-03-06/1/538: «Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что на основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 47 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся потери от брака. (Зам. директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин)»

2.    Согласно с п. 5 ПБУ 6/01 ОС стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ: «…Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. (в ред. Приказов Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н, от 24.12.2010 N 186н)…»
ПБУ 5/01: «3. Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п….»
3.    При проведении документа "Платежное поручение исходящее" формируем проводку: Дебет 60.22 Кредит 52 - на сумму контрактной стоимости поставки.
Формирование стоимости приобретаемых материальных ценностей может отражаться:
  • с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
  • без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", непосредственно на счетах 10 "Материалы" и 41 "Товары".
Порядок формирования фактической стоимости материальных ценностей должен быть закреплен в учетной политике предприятия.
При проведении учета импортного товара. формируем проводки:
  • Дебет 41.01 Кредит 60.21 - на сумму контрактной стоимости;
  • Дебет 60.21 Кредит 60.22 - на сумму зачтенного аванса;
  • Дебет ГТД (без корреспонденции) - на количество поступившего товара (без суммы).
В соответствии с ПБУ 5/01 первоначальная стоимость материальных ценностей формируется с учетом расходов, связанных с их приобретением. При осуществлении внешнеторговых операций к расходам, включаемым в стоимость товара, относятся: таможенная пошлина; таможенный сбор; другие расходы (услуги таможенного брокера, услуги по транспортировке и т.д.).
Для отражения информации о таможенных сборах и пошлинах, зафиксированных в грузовой таможенной декларации, используется документ "ГТД по импорту". Данный документ может "вводиться на основании" документа "Поступление товаров и услуг". При проведении документа формируются проводки:
  • Дебет 41.01 Кредит 76.05 - на сумму таможенной пошлины;
  • Дебет 41.01 Кредит 76.05 - на сумму таможенного сбора;
  • Дебет 19.05 Кредит 76.05 - на сумму НДС.
Для отражения прочих расходов, формирующих фактическую стоимость материальных ценностей, необходимо использовать документ "Поступление доп. расходов". В данном документе имеется возможность распределять сумму дополнительных расходов двумя способами:
  • пропорционально сумме товаров ("по суммам");
  • пропорционально количеству товара ("по количеству").
При проведении документ формирует проводки:
  • Дебет 41.01 Кредит 60.21 - на сумму расходов;
  • Дебет 19.04 Кредит 60.21 - на сумму начисленного НДС.
Для отражения расходов, связанных с приобретением, но не включаемых в стоимость материальных ценностей, используется документ "Поступление товаров и услуг", которым отражается поступление материальных ценностей. В этом документе заполняется закладка "Услуги", на которой указывается информация о расходах и определяется счет затрат, на который эти расходы должны быть отнесены. Расходы, не включаемые в стоимость материальных ценностей, могут учитываться на счетах:
  • 44 "Расходы на продажу";
  • 91 "Прочие доходы и расходы".
Таким образом, операции по поступлению материальных ценностей и по отражению услуг, не включаемых в стоимость, можно отразить в одном документе.
На практике часто приходится учитывать импортные товары в период их доставки в качестве материальных ценностей, находящихся в пути. Поскольку на счетах учета материальных ценностей в программе предусмотрена аналитика по складам, то для учета ценностей, находящихся в пути, можно на счетах учета материальных ценностей (10 "Материалы", 41 "Товары" и др.) создать дополнительный "виртуальный склад". Для этого в справочник "Склады" нужно добавить элемент с произвольным наименованием после чего оприходовать МЦ на этот склад. При фактическом поступлении материальных ценностей документом "Перемещение товаров" отразить поступление ценностей на склад предприятия.
Для проведения операций по импортному контракту и правильному учету взаиморасчетов с поставщиком необходимо определить условия договора в справочнике «Договоры». Для этого в поле "Вид договора" необходимо указать "с поставщиком"; выбрать валюту, в которой оформлен договор. Порядок взаиморасчетов с контрагентом зависит от настройки конфигурации и возможен в двух вариантах:
  • по договору в целом;
  • по расчетным документам.
Для перечисления денежных средств по импортному контракту в счет предварительной оплаты поставщику используется документ "Платежное поручение исходящее". Счет учета выбрать 52, указать "Банковский счет" (валютный), по которому происходит движение. Счета бухгалтерского учета по расчетам и авансам выбрать - 60.21 и 60.22.
Для правильного расчета рублевой суммы нужно своевременно заполнять в справочнике "Валюты" информацию о курсах валют. При необходимости можно «в ручную» отредактировать поле «курс» в котором отражается текущий курс валюты на дату документа. Также в справочнике "Валюты" имеется возможность загрузить автоматически курсы валют с сервера РБК. После загрузки информация о курсах валют автоматически записывается в регистр сведений для каждой валюты.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос