08.10.2018
Вопрос:
Подскажите пожалуйста, если мы членов семьи зарегистрируем также в Донском, но по факту они проживают в Москве, какие ограничения могут быть для них в Москве наложены, с регистрацией в Донском Тульской области?
Ответ:
Согласно нормативным документам основанием для нахождения на территории РФ членов семьи ВКС-ника является действующее разрешение на работу самого ВКС-ника. По нашему мнению, при изменении места работы (другой субъект РФ) работник после получения нового разрешения на работу должен быть поставлен на миграционный учет в по новому месту работы. Считаем, что члены семьи ВКС-ника могут как остаться проживать в субъекте, где выдано действующее первоначальное разрешение на работу (Москва) так и переехать на новое место работы ВКС-ника (Тульская область).
Законодательством данный вопрос не урегулирован. Ввиду отсутствия разъяснения настоятельно рекомендуем Вам обратиться в органы миграционного учета (МВД) для получения официальных разъяснений по данному вопросу.
Отказ в приеме детей в общеобразовательные учреждения (детский сад, школа..) в случае отсутствия у него (у его представителя) свидетельства о регистрации по месту жительства является необоснованным. На практике ситуация отличается.
Медицинское обслуживание также не ставит в зависимость возможность получения мед.помощи от наличия регистрации по месту пребывания (жительства).
Миграционный учет высококвалифицированных иностранных специалистов:
Постановка на учет по месту пребывания высококвалифицированных иностранных специалистов осуществляется по общим правилам, предусмотренным для постановки на миграционный учет иных иностранных граждан.
При этом в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей существуют некоторые особенности по срокам постановки на учет по месту пребывания.
Так, высококвалифицированные специалисты и члены их семей вправе не вставать на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня их въезда на территорию РФ. Данный вывод следует из п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 20(1) Правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила). По истечении указанного срока такие иностранцы в срок, не превышающий семи рабочих дней, должны выполнить действия, необходимые для их постановки на миграционный учет по месту пребывания. Это следует из положений ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.
Кроме того, высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в РФ, в случае их передвижения по России и прибытия в новое место пребывания на территории РФ вправе в течение 30 дней не вставать на учет по новому месту пребывания. Это следует из п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, абз. 2 п. 20(1) Правил. По истечении данного срока указанные иностранцы обязаны в течение семи рабочих дней встать на учет по новому месту пребывания. Это следует из содержания п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.
Миграционный учет сопровождающих членов семьи иностранных граждан
Проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет, может не рассматриваться как нарушение правил миграционного учета, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, только в случае, если иностранный гражданин законно осуществляет трудовую деятельность в организации, по адресу которой стоит на миграционном учете на основании трудового или гражданско-правового договора. Организация-работодатель является его принимающей стороной. Только в этом случае проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет, не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета.
Принимающей стороной иностранного гражданина в РФ, согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете, являются находящиеся в РФ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает/находится или осуществляет трудовую деятельность.
Место пребывания иностранного гражданина определено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете как жилое помещение, не являющееся местом его жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Если же миграционный учет осуществляется в жилом помещении, то иностранный гражданин обязан проживать именно в этом жилом помещении.
Постановка на миграционный учет сопровождающих членов семьи по адресу организации, в которой осуществляет трудовую деятельность основной член семьи, может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета, за которое предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, т.к. члены семьи по указанному адресу не работают, не проживают и не находятся. (ст. 18.8, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) {КонсультантПлюс})
При этом стоит отметить, что при оформлении приглашений для оформления виз, в том числе и сопровождающим членам семьи, организации–работодатели гарантируют въезжающим по их приглашениям иностранным гражданам жилищное, материальное и медицинское обеспечение.
Штрафы за несоблюдение данных гарантий, предусмотренные в ч. 5, ст. 18.9, КоАП РФ, могут достигать 500 тысяч рублей и рассчитываются в отношении каждого иностранного гражданина, не получившего соответствующее обеспечение.( ст. 18.9, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) {КонсультантПлюс})
Данная норма не позволяет организациям–работодателям бросить членов семьи их иностранных сотрудников на произвол судьбы.
В случае отсутствия такого жилого помещения, в котором должным образом возможна постановка на миграционный учет, работодателю придется принять меры и обеспечить членов семьи иностранного работника соответствующим жилым помещением (купить, арендовать и т.д.). Кроме того, в таком случае работодатель будет отвечать за выполнение обязательств по постановке на миграционный учет сопровождающих членов семьи иностранного работника.
Отдельно хотелось бы отметить, что понятие «сопровождающие члены семьи», которое используется в этой статье, относится только к лицам, сопровождающим работников-граждан стран ЕАЭС, а также к лицам, перечисленным в п. 1.1, ст. 13.2, 115 ФЗ, сопровождающим высококвалифицированных специалистов.
Иностранные граждане, являющиеся членами семьи иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, не попадают под определение «сопровождающий член семьи».