Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
В Госдуму внесен пакет законопроектов о штрафах до 200 тыс. руб. для авиакомпаний за овербукинг
14.12.2018

В Госдуму внесен пакет законопроектов о штрафах до 200 тыс. руб. для авиакомпаний за овербукинг

Депутаты Госдумы от «Единой России» внесли в нижнюю палату парламента два законопроекта, которыми предлагается изменить Воздушный кодекс (ВК) РФ, а также наказывать авиакомпании штрафами в размере до 200 тыс. руб. за овербукинг. Документы опубликованы в электронной базе Госдумы.

«По договору воздушной перевозки пассажира на перевозчике, заключившем договор воздушной перевозки с пассажиром, лежит обязанность перевезти такого пассажира воздушного судна в указанный в билете пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс. <…> Однако в последнее время все чаще выявляются случаи незаконных отказов пассажирам в посадке на рейс, не обусловленных нормами ВК РФ. Основной причиной растущего числа нарушений авиаперевозчиками прав и законных интересов пассажиров является игнорирование со стороны государственных органов такой серьезной проблемы, как продажа авиаперевозчиками билетов на борт воздушного судна по системе овербукинга», - говорится в пояснительной записке к документу.

При этом, по словам авторов законопроектов, пассажиры как правило получают устный отказ в посадке на рейс, а доказать факт овербукинга пассажиру сложно, так как гражданину для предъявления претензий и жалоб в контролирующие органы необходимо получить данные о количестве проданных билетов на рейс. Но перевозчик в таких случаях обычно ссылается на технический сбой, и, кроме этого, данные о количестве проданных билетов содержатся в полетной ведомости, доступ к которой граждане не имеют. Тем временем, в большинстве случаев отказ в посадке пассажира на рейс сопряжен для него с дополнительными, порой существенными расходами, превосходящими по размеру стоимость билета: отмена брони гостиницы в пункте назначения и необходимость экстренного поиска иного места для проживания, пропуск стыковочного рейса другого авиаперевозчика, стоимость которого не будет возмещена пассажиру, опоздание на поезд, деловую встречу и тому подобное.

С целью исправления сложившейся ситуации одним из документов предлагается дополнить КоАП РФ новым составом правонарушения - незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика. Так, за одностороннее расторжение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика при отсутствии оснований для его прекращения или изменения влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; при повторном совершении правонарушения влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на юрлиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

«Представляется, что размер ответственности, предложенный законопроектом, является более справедливым в сравнении с действующим, поскольку должным образом учитывает степень общественной опасности действий авиаперевозчика», - пояснили авторы, указав, что в настоящее время для перевозчиков действует штраф в размере 30 тыс. руб. по ст. 14.4. КоАП («Продажа товаров, выполнении работ либо оказании услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований»).

Помимо этого, парламентарии указывают, что сейчас невозможно изменить договор воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика, то есть во всех случаях изменение такого договора происходит по инициативе пассажира - добровольно или вынужденно.

«Исходя из этого, необходимо внести изменения в ВК РФ, направленные, с одной стороны, на закрепление положения о неправомерности расторжения договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика в связи с продажей авиабилетов на данный рейс и в данную дату в большем количестве, чем предусмотрено мест на самолете, а равно неправомерности изменения такого договора по инициативе перевозчика, а с другой стороны, на закрепление права пассажира, вынужденного изменить условия договора воздушной перевозки или вовсе отказаться от него (договора) по причине невозможности посадить его в самолет, на оперативное выявление компетентными органами государственного контроля (надзора) причин возникновения такой невозможности», - следует из пояснительной записки.

В связи с этим, документом предусматривается запрет для авиакомпаний об отказе перевозки пассажиров или грузов в случае, если это не предусмотрено уже существующим законодательством (невыполнение или нарушение пассажиром условий, установленных авиаперевозчиком).

Кроме того, предлагается дополнить ст. 108 ВК РФ («Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира») пунктом, согласно которому пассажир, отказавшийся или изменивший условия перелета из-за овербукинга, может обратиться к надзорному органу власти в сфере гражданской авиации или в области защиты прав потребителей, с заявлением об установлении причин его возникновения. В свою очередь государственное ведомство обязано установить причины овербукинга в течение 15 рабочих дней и в случае, если будет установлена вина перевозчика, договор воздушной перевозки будет считаться измененным или расторгнутым в одностороннем порядке по инициативе перевозчика в нарушение запретов.

Кроме того, уточняется степень родства пассажира и членов его семьи или родственников, при болезни или смерти которых пассажир вправе отказаться от перелета и вернуть деньги за билет. Это касается супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных), дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных братьев и сестер.