Женщина пошла в магазин, расположенный в подвале, и упала с обледеневшей лестницы при входе. Она получила травму позвоночника и потребовала от магазина и от его арендодателя возместить моральный вред. Но ее претензии остались без внимания. Гражданка обратилась в суд.
Первая инстанция удовлетворила требования в части возмещения морального вреда и взыскания штрафа за отказ добровольного удовлетворения требований потребителя как с собственника помещения, так и с его арендатора. Но две последующие инстанции не согласились со штрафом, указав, что между сторонами спора возникли деликтные правоотношения, к которым не применяется Закон о защите прав потребителей.
Однако ВС не согласился с доводами апелляции и кассации. Верховный суд указал, что само по себе возникновение обязательства, вытекающего из деликта, не исключает возможности квалификации отношений сторон как правоотношений потребителя и продавца, а, следовательно, не исключает применение Закона о защите прав потребителей в части мер ответственности за нарушение прав потребителя. Суд обратил внимание, что к потребителю относится, в том числе и гражданин, еще не совершивший действие по приобретению товара, но имевший намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий товары (работы, услуги). Более того, в данном случае после падения гражданка все же совершила покупку (купила хлеб), но суды это не учли. В итоге ВС признал выводы судов апелляционной и кассационной инстанций ошибочными и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Определение ВС РФ от 14.02.2023 N 66-КГПР22-15-К8