Онлайн-взаимодействие с банками становится все доступнее, но зачастую это сопровождается появлением новых видов нарушений и неприемлемых практик. ЦБ проанализировал онлайн-продажи кредитов и вкладов в банках и МФО, опросил потребителей и проанализировал зарубежный опыт в дистанционных продажах. Итогом стал Доклад с рекомендациями о том, как урегулировать дистанционное взаимодействие с потребителями при оказании финансовых услуг.
В частности, ЦБ предложил ввести следующие положения:
· запретить кредиторам устанавливать любые отметки (галочки, передвижной переключатель и т.п.), которыми выражается воля потребителя или делается выбор, а также запретить практику, когда кредитор предварительно заполняет такие поля, как сумма, срок кредита (займа), информация о доходе заемщика (потребитель должен иметь возможность самостоятельно заполнить указанную информацию)
· запретить кредиторам при выдаче кредитов (займов) использовать формулировки, вводящие в заблуждение
· дать возможность потребителю до подписания договора ознакомиться со всеми основными документами, которые связаны с предоставлением как основного продукта, так и дополнительного (т.е. у потребителя не должно быть возможности подписать договор без ознакомления с указанной информацией)
· после оформления онлайн-договора потребительского кредита (займа) у потребителя должна быть возможность распечатать, переслать и сохранить договор, а также получить распечатанный экземпляр индивидуальных условий договора в офисе один раз бесплатно
· обеспечить прямой доступ потребителя к документам, на которые идет ссылка в процессе оформления кредитного договора, например, с помощью активной прямой ссылки
Есть и другие рекомендации. Часть из них уже озвучивалась ЦБ в информационных письмах. До 31 января 2024 года ЦБ ждет замечания и предложения по Докладу.
Информация Банка России от 13.11.2023