Роспотребнадзор обратил внимание, что торговые организации должны обеспечивать безопасные условия для жизни и здоровья покупателей. Если покупатель получит травму на входе или выходе из магазина, например, при падении из-за наледи, скользкого пола или коврика, магазин будет за это отвечать.
Ведомство ссылается на подход Верховного Суда, который встал на сторону покупательницы, поскользнувшейся на обледеневшей лестнице при входе в магазин. В результате падения она получила травму и потребовала с собственника и арендатора торгового помещения компенсацию морального вреда и потребительский штраф. ВС ее поддержал. Суд указал, что потребителем является гражданин, не только совершивший покупку, но и имеющий такое намерение. Продавец должен обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества. Более того, в данном случае покупательница после падения все же совершила покупку.
О подходе ВС мы уже писали (см. новость от 15.03.2023). Дело было примечательно тем, что предыдущие инстанции к единому мнению не пришли: с требованиями покупательницы согласилась лишь первая инстанция, но две последующие отменили решение в части потребительского штрафа. Суды исходили из того, что к отношениям сторон не применяется Закон о защите прав потребителей, но ВС указал на ошибочность такого подхода. Само по себе возникновение обязательства, вытекающего из деликта, не исключает возможности квалификации отношений сторон как правоотношений потребителя и продавца, а, следовательно, не исключает применение Закона о защите прав потребителей в части мер ответственности за нарушение прав потребителя.
Так что при получении травмы на пороге магазина покупатель может привлечь виновное лицо к ответственности. Для это Роспотребнадзор советует:
· обратиться в медицинское учреждение, чтобы зафиксировать вред здоровью (при этом указать, в каком именно торговом объекте получена травма)
· установить виновника причинения вреда, в чьи обязанности входит содержание территории или помещения
Информация Роспотребнадзора от 14.01.2024